Вступление
Долгие годы на рынке Узбекистана существовала нехватка собственных ИТ-специалистов, которые могли бы выполнять крупные и сложные проекты класса ERP.
Из-за этого многие Заказчики были вынуждены обращаться с иностранным компаниям и переплачивать за возможность использования передового проектного опыта, лучших практик автоматизации процессов учета и управления, а также за привлечение ресурсов ИТ-специалистов из-за рубежа.
А что изменилось теперь? Какие возможности это дает конечным клиентам в Узбекистане? Какой опыт и знания теперь могут быть использованы для выполнения проектов автоматизации предприятий с учетом специфики бизнеса в Узбекистане?
На все эти вопросы мы попросили ответить основателя компании «Business Automatization» Шухрата Сеитова и генерального директора компании Алексея Назарова.
О Шухрате Сеитове
|
Об Алексее Назарове
|
|
|
Что дает статус 1C:Центр:ERP конечным клиентам. В чем выгода.
Вопрос: Итак, начнем с главного – что получат клиенты, которые обращаются за автоматизацией, к партнеру 1С являющимся «центром ERP»?
Шухрат: В первую очередь, клиенты получат команду сертифицированных специалистов и консультантов 1С по всем подсистемам программных продуктов 1С, опытных руководителей проектов, экспертов по технологическим вопросам.
То есть, задачи клиента будут рассматриваться комплексно и глубоко – например, не только с точки зрения бухгалтерии, а с учетом задач, которые нужно решить для управленцев и пользователей, потому что они в режиме реального времени работают с системой: продажи, закупки, производство, склад, транспортная логистика....
Цель работы команды внедрения ERP – максимально полно оцифровать и автоматизировать рабочие процессы компании, а не внедрить типовую программу для бухгалтерии.
Алексей: Я также дополню, что комплексно работать с задачами автоматизации клиента сможет только команда экспертов с практическим опытом. Недостаточно просто знать возможности программ на базе 1С:Предприятие 8.
Необходимо уметь применять функциональные возможности для конкретных ситуаций, с учетом специфики работы предприятия. Тогда конечный результат автоматизации будет максимально полезным и ценным, сразу даст бизнес-эффект для Заказчика.
Выгода в этом случае будет двойная – автоматизаций будет осуществлена в короткие сроки, вложенные в проект средства начнут окупаться с максимальной скоростью. Очевидно, что это лучше чем проектный «долгострой», когда и Заказчик и Исполнитель по ходу выполнения проекта, на ходу, пытаются понять за что хвататься и что приоритетнее. А по факту теряют время, деньги, а самое главное, энергию, которая так нужна для развития предприятия, а не на решение проблем.
Подробнее, что такое статус 1C:Центр:ERP можно ознакомиться по этой ссылке
О том как смогли добиться получения статуса. В чем секрет успеха.
Вопрос: Расскажите, как удалось добиться получения статуса и обойти других конкурентов в стране?
Шухрат: Прежде всего это желание учиться и не останавливаться на достигнутом! Для всех членов нашего коллектива обучение – это ценность и осмысленное желание.
Получив первый профессиональный опыт, каждый специалист начинает понимать как знания реально помогают в работе. И тогда желание учиться не пропадает с возрастом и опытом, а только возрастает.Я сам лично, за свою профессиональную карьеру получил почти все сертификаты, подтверждающие знание функциональных возможностей решений 1С и технологии их внедрения, но в начале 2024 года взял еще одну профессиональную высоту – стал первым в Узбекистане экспертом по технологическим вопросам внедрения и эксплуатации 1С
Поэтому, коллективу компании есть на кого ровняться, каждый хочет стать специалистом наивысшего класса и помогать клиентам во внедрении современных технологий!
Алексей: Действительно, только обучаясь и практикуясь, можно добиться получения статуса 1C:Центр ERP. Но обучение, реальное выполнение проектов – это время.
Чтобы максимально ускорить процесс развития знаний и компетенций компании на рынке Узбекистана, мы решили действовать с двух сторон: объединили две команды специалистов – с опытом выполнения крупных и международных проектов из России и локальную команду из Узбекистана, а дальше, сформировали такую внутреннюю среду внутри объединенной команды, которая позволила максимально быстро делиться знаниями и опытом, на практике передавать технологии работы, которые так важны именно на крупных проектах внедрения.
Так получилось, что несколько ключевых членов нашей команды имеют практический опыт в обучении специалистов. Поэтому мы организовали внутреннюю школу для проектных специалистов как для членов своей команды, так и для специалистов заказчиков.
Это ответственная и кропотливая работа, на которую зачастую не хватает времени. Но, мы, зная о нехватке профессионального образования по линии 1С в стране, сразу решили выстроить систему подготовки кадров. И за полтора года удалось добиться полноценных результатов, которые и позволили нам создать команду лидирующую на рынке корпоративной автоматизации.
Как можно быстрее применить опыт и технологии в условиях рынка Узбекистана.
Вопрос: Какие изменения на рынке автоматизации Вы видите? Как можно ускорить освоение технологий и применение опыта на большем числе предприятий в Узбекистане?
Шухрат: Так как мы за последние несколько лет сфокусировались на выполнении крупных проектов автоматизации, мы видим, что многие предприятия уже «доросли» до необходимости полностью оцифровать свои рабочие процессы, но не имеют подготовленных специалистов и опыта для этого.Объективные риски и неопределенность останавливают руководство компаний Заказчиков от начала проекта – никто не хочет потратить деньги и не получить результата, или даже лишиться своего кресла в компании.
К счастью, рынок «взрослеет»: все больше компаний либо привлекают специалистов из других стран, либо стараются обучить своих собственных. Это позволяет создавать ИТ-команды для реализации проекта внутри своей компании и привлекать внешних специалистов только для наиболее сложных и ответственных этапов работ, поддерживая реализацию проекта и последующее сопровождение внедренной системы уже своими силами.
Поэтому и мы считаем, что компаниям-интеграторам и компаниям-заказчикам нужно находить такие формы сотрудничества, которые бы вели к работе в тандеме, к ускорению выполнения работ, вместо традиционных попыток переложить риски по проекту на одну из сторон договора
Алексей: Я также активно работаю с рынками стран бывшего СНГ и понимаю, что в большинстве из них схожие проблемы с человеческим капиталом и ресурсами. Связи между государством и обществом не всегда идеально работают, поэтому возникает дефицит квалифицированных специалистов.
Однако, мы видим, какая значимая поддержка оказывается ИТ-компаниям в Узбекистане. За последние 2-3 года на практике отработали подходы к тому, как обучать специалистов по внедрению и сопровождению корпоративных информационных систем.
Мы добились того, что обучение специалистов стало доступно для рынков большинства стран – теперь обучить аналитиков, разработчиков, специалистов по сопровождению 1С может практически любая развивающаяся компания.
Немаловажно и то, что мы подошли методологически к выстраиванию программы обучения специалистов – ведь, большинство обучающихся это не студенты, а взрослые люди, у которых ограничено время и силы на освоение новых знаний.
Поэтому нужно в сжатые сроки дать необходимые знания и навыки и обязательно провести каждого слушателя через полный цикл практических занятий. На каждом шаге, слушателю помогает проверяющий преподаватель и наставник.
Получившаяся программа позволяет, как обучать студентов старших курсов, завершающих обучение в ВУЗе, так и переучивать специалистов других специальностей, давая им возможность стать востребованными специалистами в ИТ – аналитиками, разработчиками и даже руководителями проектов по внедрению 1С.
Какие услуги доступны для клиентов, которым нужна автоматизация
Вопрос: С чего могут начать компании, которые ощущают потребность в автоматизации, но не знают, как приступить к проекту и боятся впустую потратить деньги из-за допущенных ошибок при его выполнении?
Поэтому мы предлагаем своим клиентам не сразу заказывать проект, а провести сбор и анализ бизнес-требований – понять, что мешает предприятию работать и развиваться. Потом подготовить оптимальную по объему и сложности документацию на проект, обеспечивая в дальнейшем прозрачность выполнения работ.В конечном счете, выполняя проект, мы не просто помогаем пользователям в их ежедневных операциях, а решаем тактические, а иногда и стратегические задачи бизнеса – расширение деятельности, повышение операционной эффективности, снижение затрат и так далее.
Но, тут сразу возникает вопрос, кто поможет собственникам или топ-менеджерам предприятий оценить сдерживающие развитие бизнеса факторы?
Бытует мнение, что требуется привлекать отдельные компании, которые за большие деньги проводят бизнес-анализ, формируя стратегию, тактику работы предприятия. Безусловно, для крупных бизнесов, которые уже вышли на определенный уровень своего развития, требуется глубокий анализ и привлечение узкопрофильных экспертов из конкретных индустрий. Они смогут подсказать долгосрочные векторы развития предприятия.
Однако, в большинстве случаев, в 80%, работа бизнес-аналитиков будет сводиться к тому, чтобы порекомендовать предприятию типичные операционные улучшения на уровне типовых бизнес-процессов на основе лучших практик в других странах.
Мы регулярно сталкиваемся в работе с такими рекомендациями, но в реальной жизни, приходится их пересматривать и «приземлять» к конкретной бизнес-среде, ресурсным возможностям предприятия, готовности коллектива предприятия к серьезным изменениям, к технической готовности.
Именно здесь происходит потеря времени и денег. Многие компании вообще останавливаются на этом шаге, не понимая, как им быть – пытаться реализовывать «идеальную» картинку или вообще ничего не трогать?
Алексей: Поэтому на основе накопленного опыта, мы выработали оптимальную модель помощи предприятиям наших клиентов.
Первое, в нашей команде есть опытные эксперты с многолетним опытом автоматизации, которые на самых первых шагах взаимодействия проводят экспресс-оценку деятельности предприятия и обсуждают с собственником или топ-менеджерами желаемые цели автоматизации.
Если становится понятно, что бизнес предприятия довольно «типовой» и его рост и развитие больше зависит от операционной эффективности, то тогда мы помогаем команде Заказчика определить желаемый эффект от автоматизации через набор операционных показателей, которые должны улучшиться. Это понятный для всех способ согласовать результат проекта и оценить его в разрезе «затраты на проект – результат», то есть насколько результаты проекта ценны для предприятия чтобы заплатить за его реализацию.
Одним словом, мы экономим время и деньги наших клиентов, за счет того, что вместе фокусируемся на сути проекта, а не бесконечно обсуждаем «будущее».
Но, для «не типовых проектов», мы умеем работать в тандеме со сторонними бизнес-аналитиками. В этом случае, все вырабатываемые рекомендации для Заказчика дополнительно проходят анализ с нашей стороны на предмет применения «готовых решений» по автоматизации, вместо изобретения чего-то необоснованно сложного и дорогого.
Второе, мы анализируем степень зрелости и внутреннюю культуру организации, готовность к автоматизации – не в теории, а на практике. И, если видим, что в команде Заказчика не хватает специалистов с нужными знаниями, опытом для решения тех или иных поставленных задач, сразу сообщаем об этом и даем свои предложения по усилению команды проекта.
Это могут быт рекомендации по привлечению по временному трудовому договору, например, руководителя проектов, или проведению обучения по функциональности системы для всех ключевых членов проектной команды Заказчика.
Только подготовив команду проекта Заказчика можно двигаться дальше.
Третье, мы помогаем с электронным документированием и согласованием всех ключевых требований к процессам учета и управления. И делаем это уже совместно с командой Заказчика. Таким образом, собственник и генеральный директор еще перед началом основной фазы проекта уже может увидеть и проверить вовлеченность ключевых специалистов со своей стороны в проект, оценить риски саботажа.
Полученные на этом шаге проектные документы не являются «абстрактными», а точно описывают какой конкретно результат будет получен по итогам проекта, и, каждый участник проекта отвечает за его достижение.
Зачастую, документация по требованиям к системе используется как документация для тендеров, конкурса по выбору поставщика услуг по внедрению, также снижая риски и неопределенность закупочного процесса.
Четвертое, мы применяем удобную технологию выполнения работ по внедрению, которая позволяет бизнес-заказчику отслеживать реальный прогресс по выполняемым работам. Сразу понятно по какой причине возникают задержки, кто не выполнил свою часть обязательств или допустил ошибки.
Проектов без некоторых ошибок или неточностей не бывает, но важна объективная информация и возможность оперативного принятия решений по корректирующим воздействиям, чтобы реализация проекта продолжалась.
Пятое, как мы уже обсудили, мы заинтересованы в том, чтобы у Заказчика, в процессе выполнения проекта, сформировалась обученная команда специалистов, которые дальше смогут поддерживать и развивать внедренную систему самостоятельно, либо в тандеме с внешним подрядчиком.
Поэтому мы предлагаем и отдельное обучение сотрудников Заказчика перед началом проекта, и профессиональную оценку кандидатов, которых Заказчик планирует нанимать, а также рекомендуем специалистов из своего пула кандидатов, которые смогут быть оформлены как в штат к Заказчику, так и по временным трудовым договорам.
Поэтому каждый Заказчик может рассчитывать на индивидуальный подход и тот набор услуг, который позволит в комфортном ритме, пошагово, подготовиться, оценить и реализовать проект.
Какие дальнейшие планы. Какие изменения ждут рынок в ближайшие годы.
Вопрос: Как эксперты, какие тренды Вы бы отметили в потребностях компаний? Что компании интеграторы смогут предложить конечным клиентам?
Шухрат: То что очевидно – надо думать на несколько шагов вперед. Иногда мы видим, что у компании есть откровенно неэффективно работающие процессы, но компания обращается только за обновлением бухгалтерского модуля.
А дальше случается следующее: вступают в силу законодательные изменения, новые требования к учету, и вместо обновления современной системы на новый релиз, возникает экстренный проект по переавтоматизации – полному переходу со старой системы на новую.
Ограничение по времени становится еще одним фактором риска - ведь, нехватка знаний у сотрудников, лимитированный бюджет на автоматизацию никуда не деваются.
Поэтому, как и с лечением зубов, не надо тянуть до последнего, нужно регулярно обращаться к врачу и отслеживать состояние «здоровья» с точки зрения степени автоматизации и соблюдения законодательных норм.
В момент массовой потребности в изменениях в программах, будет намного сложнее найти доступных специалистов и оплатить их услуги не по завышенной цене.
Алексей: Я бы отметил, что из числа «сложных» с точки зрения автоматизации и перехода на новые рельсы являются вопросы учета маркированного товара, предоставления данных о движениях товаров в e-aktiv, предполагаемый переход на учет по МСФО /НСФО вместо НСБУ.
Все эти изменения глубокого затрагивают рабочие процессы, используемое программное обеспечение и оборудование, поэтому чтобы избежать рисков нужно заранее прорабатывать и оценивать требуемые ресурсы для реализации таких проектов.
Также мы видим, что после решения вопросов по «оцифровке» своих рабочих процессов, компании запрашивают решения для аналитики на основе данных, построения системы оценки показателей работы бизнеса.
Все это сейчас доступно для большинства бизнесов и не требует огромных затрат на внедрение.
Обо всех продуктах и услугах мы будем рады рассказать посетителям нашего стенда на выставке Иннопром 2024 в Ташкенте 22-24 апреля, либо в режиме индивидуальных консультаций.
Записаться на консультацию